ГАЗ-13 "Чайка", 1977 года выпуска. СССР.

GAZ-13 "Chayka", 1977. USSR.

     

Эта машина изготовлена по указанию Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева для Патриарха Московского и Всея Руси Пимена. Рассказывают, что до этого Патриарх Пимен вынужденно ездил на... японской машине "Ниссан-Президент" которую ему подарило правительство Японии (кузов №1 был у посла Японии в СССР, а машина с кузовом №2 подарена была Патриарху Пимену). Дело в том что советские чиновники не давали Патриарху оформить заказ на Чайку или правительственный ЗиЛ - волокитили этот вопрос. А на ЗиС-110 1949 года, который достался от предыдущего Патриарха Алексия Первого, было ездить уже не прилично - машина к 1972 году износилась и была морально устаревшей для того чтобы возить Патриарха Всея Руси. Брежнев сказал "Русский Патриарх на японской машине - это политическая диверсия! Сделать Патриарху немедленно Чайку!" И вот в 1977 году эта Чайка была изготовлена. В коллекцию Дмитрия Александровича Ломакова (создатель и директор Ломаковского музея) "Чайка" была продана в 1991 году по личному указанию нынешнего Патриарха Алексия Второго.


 

   

     

Но это ещё не вся история: в конце 70-х годов в Москву из Франции привезли одну из первых выставок моды. В составе Чайка в Ломаковке делегации был и всемирно известный модельер Пьер Карден. Который попросил аудиенции у Пимена. Пимен прислал за Карденом свою Чайку. А надо сказать что начали выпускать Чайки ГАЗ-13 ещё в 1959 году. И когда в конце 70-х Карден увидел какой за ним красивый автомобиль прислали - то он очень порадовался его стильному дизайну. Карден сказал что хотел бы видеть другим салон этого авто - не из кожзаменителя. 

Через некоторое время в Патриархию пришла посылка от Кардена из Франции, а в ней драп (шерстяная ткань) цвета крем-брюле и записка как раскроить её. Так что - дизайн и материал салона этой "Чайки" от Пьера Кардена.

  Леонид Брежнев и Патриарх Пимен (третий слева)

Дмитрий Ломаков строит новое здание музея. 2000 год.  Директор музея Дмитрий Александрович Ломаков рядом со своей Чайкой.

На фото ниже: по легенде дизайн и материал салона этой исторической "Чайки" от Пьера Кардена.

 

Вероятно это единственная машина ГАЗ-13 в мире с родной, заводской краской. 

Д.Л.: "Когда купил её, то машину пробовал разгонять до 190 км час. Чувствую может больше - но не стал. Эта Чайка, естественно, НЕ продаётся. Красивейший советский автомобиль. Самый стильный."

Сейчас машина экспонируется в постоянной экспозиции Ломаковского музея старинных автомобилей и мотоциклов в Москве (ст. метро Люблино, Краснодарская владение 58, ежедневно с 11 до 19 часов). 

Стиль дизайна этой машины связан с модой конца 1950-х годов на аэрокосмическую тему (первый Спутник, белка-Стрелка, первые реактивные пассажирские Боинги, Дугласы и ТУшки  - и называется такой стиль "Детройтское барокко". В дизайне явно видны черты реактивных лайнеров и космических кораблей.

Эта машину можно также увидеть в красивом клипе группы "Секрет" - "Не говори мне прощай".

Технические характеристики ГАЗ-13 "Чайка":

Время выпуска: 1959-1977 гг. 

Двигатель: ГАЗ-13, V-образный, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, верхнеклапанный 

Объем двигателя: 5.52 л 

Степень сжатия: 8.5 

Максимальная мощность: 195 л.с. 

Коробка передач: трехступенчатая 

Главная передача одинарная, гипоидная 

Рулевой механизм глобоидный червяк и двухгребеневый ролик 

Максимальная скорость: 160 км/ч 

Расход топлива по трассе: 15 л/100км 

длина 5600 мм

ширина  2000 мм

высота   1620 мм 

Число мест 7 

Масса в снаряженном состоянии 2100 кг 

Полный вес 2625 кг 

База 3250 мм 

Минимальный дорожный просвет 180 мм 

Размер шин 8,20-15 

Автомобиль первого класса - т.е. ручной сборки. Было изготовлено по разным данным от 1930 до 3 179 автомобилей, включая 20 универсалов и приблизительно 7-8 кабриолетов. Все машины были черного цвета, за исключением одной белой "Чайки", подаренной Валентине Терешковой. У начальника Главного управления пожарной охраны г. Москвы машина была красного цвета. Также видимо была сделана и двухцветная ГАЗ-13 - вероятно для выставок - малиновая с белым (оттенок). Наряду с базовой моделью, имевшей кузов седан, небольшими партиями выпускались лимузин ГАЗ-13А (отличается внутренней перегородкой), кабриолет ГАЗ-13Б и медицинский универсал ГАЗ-13С, собиравшийся на заводе РАФ. Дизайн и конструкция Чайки были отмечены Гран-При в 1958 г.  - на Всемирной выставке в Брюсселе (Бельгия).


Желающие помочь Музею и заинтересованные лица могут позвонить в Музей по телефону или написать письмо:  

Контакт                  Contact


Если у Вас есть возможность - разместите ссылку на Музей на своей страничке!

Поместите у себя баннер музея: 

 


http://www.Lomakovka.ru/GAZ-13-Chaika.html