Республика    25.12.2008

Валерия МИНГОВА

Страсти по ретро в центре Москвы

Если есть желание посвятить выходные дни познавательному мероприятию - идите в музей. Благо в Москве их огромное множество. Есть среди них соверешенно уникальные в плане коллекций, например, такой, как у хозяина музея раритетных автомобилей Дмитрия Ломакова

Идея сходить в музей старинных автомобилей пришла в голову как-то неожиданно. Интернет на запрос «музей» отозвался занимательной рекламой — «С 1959 года семья москвичей Ломаковых собрала уникальную коллекцию — 120 исторических автомобилей и мотоциклов. Среди раритетов коллекции — "Мерседес-Бенц-540 СКЛ" 1936 г, выпущенный в единственном экземпляре, и потому самый ценный «Мерседес» в мире; "Мерседес-Бенц-320" 1939 г., обслуживавший семью Мартина Бормана; "ЗиС-110" 1949г. подаренный Иосифом Сталиным Патриарху Всея Руси Алексию Первому.

Решение было принято — непременно посетить "Ломаковский музей старинных автомобилей и мотоциклов". И не когда-нибудь, а прямо сегодня. По дороге вспоминалась прочитанная где-то история о 15-ти летней тяжбе основателя музея с правительством Москвы за «клочок» земли. Клочком обозвали территорию в 1 гектар рядом с метро Люблино. Так или иначе, землю дали, музей создали. 

Основатели музея постарались так его устроить, чтобы посетитель с первых секунд пребывания в нем оказывался в атмосфере 30—40-х годов — под джазовые стандарты Пегги Ли я легко представила себя эдакой ретро-красавицей в расклешенной юбке, кофточке с рукавами-«фонариками» и непременной шляпкой. Представилось еще, что вот сейчас водитель откроет дверь «Мерседеса» 1939 года выпуска, из него выйдет сам Борман, но обязательно с лицом Юрия Визбора, исполнившего роль партайгеноссе в киноэпопее «17 мгновений весны». 

Хотя лично меня впечатлил "Хорьх-853", по легенде принадлежавший в свое время Герману Герингу и заслуживший звание "Автомобиль года" на Парижском автомобильном салоне 1935 года. Машина была выпущена специально для участия в этой выставке. «Мерседес 600 по сравнению с этим произведением искусства — ординарный ширпотреб», — говорит директор музея Дмитрий Ломаков. В Москву автомобиль приехал во время второй мировой войны вместе со штабом Рокоссовского,  захватили его у дома Геринга после взятия Берлина.  

Машина что надо. Если на такой прокатиться по центру Москвы, многие умрут от зависти. Вопрос только в том, сможет ли она доехать до этого самого центра. Сотрудница музея утверждает, что сможет, ведь все 120 экспонатов выставки отреставрированы самим директором и все на ходу. Хоть сейчас садись за руль и... по Москве 30-х годов, так красочно описанной в «Мастер и Маргарите» Михаилом Булгаковым.

Я уже представила себя советской шпионкой с непременно длинными перчатками на руках, уверенно вцепившихся в руль этого шикарного автомобиля, выезжающего на Лубянку, как в мои мысли вторгся неизвестный мужчина. Уж больно красочно он рассказывал своему другу про то, как «в свое время такой мотоцикл продал соседу за 350 рублей. В советское еще время. А он тут, в музее, как ценный экспонат. Смешно же!». И тут же подбежал к билетерше со странным вопросом: «О, а в машине посидеть можно?». 

Мне тоже очень хотелось посидеть пусть даже не в машине Геринга, и даже не в машине Бормана, так хоть в зеленом ЗиСе патриарха. Автомобиль был изготовлен специально для священника и выкрашен в «патриарший» цвет. Эту машину патриарху подарил лично Сталин «В благодарность Русской Православной Церкви за помощь государству в Великой Отечественной Войне».

Но музей есть музей — «экспонаты руками не трогать». И даже попытки неугомонного посетителя воззвать к совести билетерши — «а за что я тогда платил, если даже порулить нельзя???» — проблему не решили. 

Было еще одно. Из 120 Ломаковских машин в экспозиции представлены 50 — нет места разместить все остальные. Вокруг самого выставочного комплекса земли предостаточно, только вот на строительство площадки, по словам сотрудников музея, денег нет. 

А еще в музее куда ни глянь — наткнешься глазами на статьи об основателе коллекции — отце нынешнего директора музея. В одном из интервью, напечатанном в газете «Полярный круг», меня поразил вопрос журналиста «А откуда у Вас деньги выкупать все эти машины?». А, правда, откуда — ведь на дворе свирепствовали непростые для коллекционеров и стяжателей советские времена. 

Но на столь каверзный вопрос основатель музея рассказал репортеру северной газеты длинную историю о том, как машины дарились, находились ну и конечно покупались, но я так и не поняла — на какие деньги. Но обязательно спрошу у директора музея, когда пойду туда в следующий раз, говорят, он бывает в музее по будням. Уже упоминавшаяся билетерша на мой вопрос о деньгах сразу же записала мне на бумажке билайновский номер директора: «Ему вот позвоните, и он все расскажет». 

В музее действительно есть на что посмотреть — старинные автомобили, которые по техническим характеристикам не уступают современным, мотоциклы, возвращающие нас в советское время. Практически все экспонаты принимали участие в съемках самых известных советских фильмов, например, «Здравствуйте, я ваша тетя», «Американский дедушка», «Мы из джаза» и других. В России, на сегодняшний день, это единственный музей, собравший уникальную коллекцию ретро-автомобилей.


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )