"The Guardian", Великобритания

Люк ХардингЛюк Хардинг (Luke Harding) (Москва) и Кейт Конноли (Kate Connolly) (Берлин) 29.11.2009

«Мерседес» Гитлера - трофей номер один для российского коллекционера.
 
Демонстрируя свою потрясающую коллекцию классических автомобилей, Дмитрий Ломаков объясняет, почему русские так любят машины с «нацистским прошлым»: «Это символы нашей победы. Для русских Вторая мировая - не история. Для нас она закончилась только вчера». Ломаков - директор московского музея ретроавтомобилей; в его собрании есть три раритетных машины, принадлежавших высокопоставленным нацистам. «Покупая машину, принадлежавшую нацистскому бонзе, ты словно показываешь Гитлеру комбинацию из трех пальцев», - рассказывает он. 

Слева от входа в музей стоит «Мерседес-Бенц 540K», принадлежавший Йозефу Геббельсу; эту машину, ржавевшую на дачном участке в советской Латвии, в 1972 г. обнаружил и купил отец Ломакова. Недалеко поражает своими зализанными очертаниями лимузин «Хорьх-853»: на нем когда-то ездил Герман Геринг. Рядом расположился довольно скромный «Мерседес-Бенц 320» Мартина Бормана, на котором личный повар рейхсляйтера перевозил мешки с картошкой. 

Кроме того, на этой неделе пришло известие: некий российский коллекционер стал обладателем «трофея номер один» - темно-синего «Мерседеса 770K» из личного гаража Гитлера. На этом пятитонном бронированном автомобиле - номерной знак 1A 148461 - нацистский фюрер разъезжал по Европе в годы второй мировой войны (сохранились фотографии, на которых он стоит в этом лимузине в окружении восторженной толпы, кричащей «Зиг хайль!»). 

Продал машину коллекционеру Михаэль Фрелих (Michael Fröhlich) - торговец антикварными автомобилями из Дюссельдорфа. По его словам, загадочный русский приобрел еще пять автомобилей подобного класса - из них четыре принадлежали лидерам Третьего рейха, в частности министру иностранных дел Иоахиму фон Риббентропу. Фрелих отказывается называть стоимость покупки, но поясняет: зная, что сделки с нацистскими артефактами воспринимаются неоднозначно, а порой и признаются противозаконными, он для «подстраховки» проконсультировался с судебными властями. «Меня заверили, что уголовного дела против меня не возбудят, если на машине нет нацистской символики, но все свастики с нее убрали давным-давно». 

Ломаков комментирует: «По словам Фрелиха, ему известно, кто этот загадочный русский, но называть имя он не хочет. Возможно этот человек купил машину Гитлера из патриотических соображений, или в качестве помещения денег». По словам Ломакова, немцы и сегодня испытывают неловкость из-за мрачного прошлого своей страны. Русские же напротив, с удовольствием фотографируются рядом с экспонатами из нацистской эпохи, принимая горделивые позы римских триумфаторов: «Свастики нас не смущают. Для нас война - это не что-то далекое. Мы выросли рядом с ней. У каждого кто-то из родных воевал с нацистами». 

Красноармейцы возвращались домой богатой добычей - картинами, коврами, мебелью, посудой и другими «трофеями». Летом-осенью 1945 г. в разрушенном войной СССР появились тысячи немецких машин и мотоциклов. Победители привезли на родину даже челюсть Адольфа Гитлера. Сегодня многие из вещей, принадлежавших «верхушке» Третьего рейха, можно увидеть в московском Музее вооруженных сил: там, например, выставлен китель Гитлера и его нарукавная повязка со свастикой. А недавно российская спецслужба ФСБ извлекла из архивов и выставила на всеобщее обозрение фуражку нацистского фюрера. 

«Мотор» Геббельса русские солдаты обнаружили в его поместье под Берлином. В 1947 г. автомобиль оказался в СССР. Отец Ломакова Саша выкупил его у вдовы первого секретаря компартии Латвийской ССР. «Машина была в ужасном состоянии», - вспоминает директор музея. 

Зарубежные машины в Советском Союзе были редкостью. Лишь после крушения коммунизма Борис Ельцин разрешил ввоз в страну иномарок. В последние годы коллекционеров классических автомобилей в России становится все больше - богатые «новые русские» готовы выкладывать миллионы за эти шедевры немецкой инженерной мысли. 

Семья Ломаковых собирает ретроавтомобили больше 40 лет: в их коллекции насчитывается более 120 машин и мотоциклов. Они участвовали в съемках целого ряда фильмов. Музей может похвастаться также советскими лимузинами «ГАЗ» и американскими мотоциклами. «У Гитлера было несколько «Мерседесов» семисотой серии. Для меня было бы честью иметь один из них в качестве трофея. Возможно, я даже поставил бы его в отдельный гараж», - размышляет Ломаков. 

Фрелих - в его послужном списке есть и сделки машинами, принадлежавшими другим известным людям, например, Чарли Чаплину и Грете Гарбо - проследил историю гитлеровского лимузина начиная с того момента, когда вскоре после войны он был продан в Австрии за 2000 рейхсмарок. Позднее машина оказалась в подвалах отеля Imperial Palace в Лас-Вегасе, а затем пополнила коллекцию пивовара-миллиардера из Мюнхена. В конечном итоге его вдова продала гитлеровское авто вместе с другими машинами нацистской эпохи одному коллекционеру из Билефельда, который держал их в своем гараже. По словам Фрелиха, не следует думать, будто человек, купивший у него «Мерседес» - поклонник нацизма: «Все знают, что такие автомобили дешеветь не будут. На сегодняшний день это самое надежное вложение капитала». В то же время он предупреждает - возможно над машиной тяготеет проклятие: «Каждый, кто становился владельцем этого «Мерседеса», вскоре умирал - включая самого Гитлера».

"Голос России" - http://rus.ruvr.ru/2009/11/29/2447945.html


Adolf Hitler's Mercedes, the ultimate war trophy for a Russian collector
Luke Harding in Moscow and Kate Connolly in Berlin 
guardian.co.uk, Friday 27 November 2009 19.00 GMT 



Adolf Hitler in his Mercedes surrounded by Sieg Heiling crowds in 1937.

Showing off his stunning collection of classic automobiles, Dmitry Lomakov explains why Russians love Nazi cars. "They are symbols of Russia's victory,'' he says. "For Russians the second world war isn't a historical event. For us it happened yesterday.''

Lomakov is the director of Moscow's museum of retro-automobiles whose collection in a freezing cold hanger includes three rare Nazi-owned vehicles. "Buying a Nazi car is like sticking one finger up to Hitler,'' he explains.

On the left of the entrance is Joseph Goebbels' Mercedes Benz 540K, bought by Lomakov's father in 1972 after he spotted it rusting in a garden in communist Latvia. Then there is Hermann Goering's jaw-droppingly sleek Horch-853 limousine. Next to that is Martin Boorman's comparatively modest Mercedes-Benz 320, used by his cook to transport sacks of potatoes. Earlier this week an anonymous Russian collector snapped up the ultimate trophy: a midnight blue Mercedes Benz 770K belonging to Hitler.

The five-ton armour-plated vehicle – licence plate number 1A 148461 – was part of Hitler's official fleet, and used by the Führer to criss-cross Europe during the second world war. (Hitler was photographed standing in it surrounded by adoring Sieg Heiling crowds.)

Michael Fröhlich, a Düsseldorf car dealer, brokered the deal. The mystery Russian purchased five other similar class vehicles, four of which once belonged to third reich leaders including the Nazi foreign minister Joachim von Ribbentrop.

Fröhlich, who refused to reveal the price tag, said he had had made sure to "double-check" with the courts before going ahead, realising how sensitive and often illegal the buying and selling of Nazi memorabilia is. "They assured me I could not be prosecuted as long as there are no Nazi symbols in the car – but the swastikas were removed long ago,'' he said.

Lomakov says: ''He said he knew the identity of the mystery Russian but wasn't telling: 'He may have bought Hitler's car out of patriotism. Or as an investment.''

According to Lomakov, Germans are still squeamishly embarrassed by their country's dark past. But Russians ,happily mug up for photos next to Hitler-era relics, posing with them like Roman victors.

"We don't have hang ups about swastikas. For us the war is close. We grew up with it. Everyone has relatives who fought the Germans."

The red army returned home from the second world war with an extraordinary amount of booty — paintings, tapestries, furniture, dinner plates, and other looted souvenirs. In the summer and autumn of 1945 thousands of German cars and motorbikes were shipped back to a war-shattered Soviet Union.

Soldiers also brought back Hitler's jaw. Much of this third reich memorabilia is on display in Moscow's armed forces museum, where you can peek at Hitler's jacket and swastika armband. Russia's FSB spy agency recently exhibited Hitler's hat, dusted down from its secret archives.

Russian soldiers stumbled on Goebbels's motor at his estate near Berlin. It ended up in the Soviet Union in 1947. Lomakov's father, Sasha, bought it from the widow of the first secretary of Soviet Latvia's communist party. "The car was in a dreadful state," Lomakov recalls.

Foreign cars were a rarity in the Soviet Union. It was only after the collapse of communism that Boris Yeltsin allowed in foreign marques. In recent years the number of classic car collectors has grown in Russia — swelled by wealthy new Russians willing to splash out millions on classic German engineering.

The Lomakov family have been collecting classic cars for more than 40 years, and has amassed over 120 cars and motorcycles. Their vehicles have appeared in numerous films.

The museum also boasts classic Soviet Gaz limousines and US motorbikes. "Hitler had several 700 series Mercedes cars. It would be an honour to have one as a trophy. I might even put it in a separate garage,'' Lomakov mused.

Frohlich, who has sold cars belonging to other prominent figures such as Charlie Chaplin and Greta Garbo, traced the provenance of Hitler's car back to Austria where it was sold after the Second World War for 2000 Reichsmarks. Later it ended up in the cellar of the Imperial Palace in Las Vegas and then in the collection of a Munich brewery billionaire. His widow sold it with several other Nazi cars to a collector in Bielefeld, who kept them in his garage.

Frohlich said it should not be assumed that his buyer for Hitler's car was a Nazi. "Everyone knows that these cars are not going to get any cheaper. They are the best investment that you could make right now." But he warned of a possible curse. "Almost everyone who had bought the Mercedes has died not long afterwards, including Hitler."

http://www.guardian.co.uk/world/2009/nov/27/adolf-hitler-mercedes-war-trophy?utm_source=twitterfeed&utm_medium=twitter


Пресса о Ломаковском музее


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )