PRO-AVTO. 2007. Сергей Шумаков 

Автомобиль патриарха.

Все правительственные автомобили обычно красят в черный цвет. Однако бывают редкие исключения. Так, начальник московской пожарной охраны ездил когда-то на красной «Чайке», а министру внутренних дел Щелокову выдали ЗиЛ-114, выкрашенный в желтый цвет с синей полосой, но самым интересным в ряду этих исключений был автомобиль, подаренный Сталиным Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому. 

Патриарх Алексий Первый звался в миру Сергеем Владимировичем Симанским. Родился он 27 октября 1877 года. Окончив в 1899 году юридический факультет Московского университета, Сергей Симанский определился в 7-й Самогитский гренадерский полк, но, прослужив там пару лет, в феврале 1902 года постригся в монахи. Потом он закончил духовную академию и к 1917 году был настоятелем Варлаамо-Хутынского монастыря. В мае 1922 года после ареста митрополита Вениамина Алексий возглавил Петроградскую епархию, однако уже в августе за отказ подчиниться мирнообновленцам - движению в православной церкви, которое встало на путь сотрудничества с большевиками – был уволен от службы, а в октябре выслан в Каркаралинск. Здесь, в Казахстане, он пишет покаянные статьи, признаёт обновленцев, и в 1926 году его назначают управляющим Новгородской епархией, а в 1933 году он вновь становится митрополитом Ленинградским. Оставшись в 1941 году в блокадном Ленинграде, митрополит выступал с призывами к верующим встать на защиту страны и жертвовать средства в Фонд обороны. Восьмого сентября 1943 года вновь восстанавливается патриаршество, и патриархом становится митрополит Сергий (Иван Николаевич Страгородский), но уже 15 мая следующего года Сергий умирает и, по его завещанию, Местоблюстителем стал Преосвященный Алексий. Второго февраля 1945 митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси на Поместном соборе Патриаршей Церкви.

На Пасху 1949 года Сталин сделал патриарху «В благодарность Русской Православной Церкви за помощь государству в Великой Отечественной Войне» царский подарок – представительский автомобиль.

Иосиф Виссарионович Джугашвили, как бывший когда-то лучшим учеником Горийского духовного училища, отлично знал каноны Русской Православной Церкви и лично распорядился покрасить машину в зелёный цвет, поскольку знал что Патриархи Всея Руси по Великим Праздникам служат именно в зелёном облачении. 


Что же это был за автомобиль? В прошлом номере мы говорили об автомобиле ЗиС-101 – представительском автомобиле предвоенного времени. Несмотря на все его достоинства, 101-й к концу войны морально уже устарел, и требовал замены. В качестве замены сам Сталин предложил сделать копию автомобиля Паккард-180, на котором в то время ездил президент Рузвельт. Тому Паккарду не повезло. Едва американцы смогли в августе 1941 начать его производство, в декабре Америка вступила в войну, и выпуск был прекращен. 

Задание на производства этого автомобиля было выдано заводу в 1942 году, когда тот находился в эвакуации в Миасе. «Когда бы ни кончилась война, - заявил тогда на собрании директор завода Лихачев, сразу после ее окончания мы должны выпустить машину, которая должна служить показателем высшего уровня советской техники». Заводским специалистам пришлось самостоятельно изготавливать оснастку для производства кузовов. Если для ЗиС-101 штампы для кузовных панелей, лонжеронов рамы, а также кондукторы для сварки кузовов были заказаны в США фирме Badd, и их изготовление заняло шестнадцать месяцев и обошлось советской стороне примерно в полтора миллиона тогдашних долларов, то теперь на это не было ни валюты, ни времени. В конце концов, штампы были отлиты из цинко-алюминиевого сплава и показали достаточную долговечность в расчете на мелкосерийное производство.

20 сентября 1944 года первый образец 110-го был представлен на смотрины Сталину и его соратникам. Завод получил «добро», и 21 мая 1945 года начался серийный выпуск нового отечественного лимузина.

На автомобиле стоял рядный восьмицилиндровый двигатель, полностью скопированный с Паккарда. Диаметр его цилиндра составлял 88,9 мм (3,5 дюйма), а ход поршня – 116,84 мм (4,6 дюйма). Единственное, что пришлось тогда изменить, это степень сжатия. Дело в том, что самым высокооктановым бензином был тогда в СССР бензин Б-70. С 1945 года на Гурьевском НПЗ начали выпускать А-72, но для степени сжатия в 7,4 требовался 74-й. Такой бензин под маркой А-74 освоили на Московском и Рязанском НПЗ лишь к 1950 году, а пока было решено снизить степень сжатия до 6,85 единиц. Такое решение повлекло за собой падение мощности со 162 до 140 л.с. при тех же 3600 оборотах. 

На ЗиС-101 установили ту же самую трехступенчатую коробку передач, что была на «Победе», на ЗиМе, а потом и на 21-й «Волге». Трогался автомобиль, как правило, со второй передачи и, разогнавшись до 30 км/ч, водитель включал третью. Педаль сцепления при этом переключении он не выжимал. 

Автомобиль отличали хорошая шумоизоляция, эффективная система вентиляции и отопления, серийно устанавливаемый радиоприемник, мягкие сиденья с набивкой из гагачьего пуха и обшивка из бежевого драпа – материала, из которого тогда шили пальто. ЗиС-110 - первый отечественный автомобиль, стёкла которого поднимаются автоматически. Но поднимаются они не с помощью обычных электромоторов, как это делается в современных автомобилях, а с помощью гидравлических домкратов - сделано это для того чтобы можно было осуществлять подъём довольно тяжелых бронированных стёкол. Кстати, о броне. Из 2100 выпущенных экземпляров в броню одели только 43 штуки. Масса такой конструкции вместо 2500 кг составляла около 7,5 тонн. Чтобы шасси выдерживало такую нагрузку, задний мост с полностью разгруженными полуосями пришлось позаимствовать у грузовика ЗиС-150. Даже передаточное отношение в главной передаче оставили грузовым – 6,67 вместо 4,36 у серийной модели. Однако именно на этой модификации, названной ЗиС-115, оставили высокую степень сжатия, и первое время такие автомобили заправляли импортным бензином. Несмотря на увеличенную мощность, скорость «броневика» не превышала 100 км/ч, в то время как серийная 140-сильная модель разгонялась до 140. Такой же двигатель поставили и на автомобиль патриарха, хотя он и не был бронирован. Однако Совет Министров СССР выделял гаражу Московской Патриархии лишь 20 литров высокооктанового бензина в месяц, и поэтому патриарх выезжал на зеленом ЗиСе лишь по большим праздникам. В остальное же время он пользовался сначала довоенным 101-м, а в 1950 году в магазине «Автомобили», существовавшем тогда на Бакунинской улице, он на свои личные 40 тысяч рублей приобрел ЗиМ. Сколько же стоил ЗиС-110 определить теперь сложно – в свободную продажу он не поступал, а балансовая стоимость его нигде не публиковалась. На ЗиМе ездил с шофером-монахом до самой кончины, продолжая приезжать на службу на зеленом ЗиСе на Пасху. Умер патриарх 17 апреля 1970 года в возрасте 92 лет. Автомобиль же так и остался в гараже Патриархии – новому патриарху Пимену Брежнев выделил ЗиЛ-114. 110-й же простоял без дела до конца столетия, и потом его по какой-то смешной остаточной стоимости с благословения нынешнего патриарха выкупил Дмитрий Ломаков – владелец московского музея старинной автомобильной техники. «Отдайте ему за столько, сколько даст», - сказал тогда патриарх. Теперь этот темно-зеленый ЗиС с родной потрескавшейся краской украшает экспозицию его музея.

http://www.pro-avto.kz/history/auto_pathy/


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )