"Московский корреспондент"    31.10.2007


Подарок товарища Сталина

Человек вырастил тыкву, его посадили, остался мотоцикл

В личной коллекции Дмитрия Ломакова сотня старинных автомобилей и мотоциклов. Его раритеты – предмет зависти коллег- коллекционеров. Есть даже собственный музей, где часть динозавров автомобилестроения выставлена на всеобщее обозрение. 

Между тем большинство ломаковских авто не сияет лаковым покрытием и не слепит глаз хромированными деталями, а потому на выставках старинных автомобилей его экспонаты выглядят тяжеловесными колесными буцефалами. 

Они словно вызов бросают гламурному новоделу – машинам, которые реставраторы лакируют и полируют на радость недалёкой публике. 

Ноль эмоций

– Цена таким «блестяшкам» – ноль эмоций, – говорит Дмитрий Ломаков. - Не в этом суть.

Машина в тысячу раз ценнее, когда на краске трещинки видны – значит, ее ни разу не перекрашивали. Поэтому и не жалует Дмитрий журналистов – им только красивая картинка нужна, авто знаменитостей подавай, а вот мимо мотоцикла «Красный Октябрь», например, они мимо пройдут, не заметив. 

– Что, он очень ценный? – интересуюсь я. 

– Где, скажите, вы увидите мотоцикл 1936 года с пробегом всего 500 км и в родной краске? Его даже ни разу не красили, – раздражается из-за моего непонимания Дмитрий и пересказывает мотоциклетную легенду услышанную в колхозе, где нашли этот мотоцикл: 

До войны, говорят, дело было. В одной подмосковной деревушке дядька вырастил огромную тыкву, отвез ее на ВДНХ, получил приз – этот самый мотоцикл. Через некоторое время на мужика кто-то настучал куда следует, его арестовали, а мотоцикл спрятали в правлении колхоза. Когда в 90-х годах колхозы стали разваливаться, нашли Ломаковых и попросили: «Заберите, ради бога. Мы вам доверяем, у вас он не пропадет». Так «Красный Октябрь» и оказался в его коллекции. 

В кустах на даче 

Мужчины семьи Ломаковых собирают старинные автомобили уже полвека. Начинал коллекцию отец Дмитрия, потом семейное дело подхватили двое его сыновей. Причем многие ценные экземпляры Ломаковы находили на свалках и в заваленных хламом гаражах. 

Так уникальный Mercedes-Benz 540K – самый дорогой автомобиль в экспозиции, на котором с 1935 по 1938 годы ездил Йозеф Геббельс, отец Дмитрия нашел еще в 1972 году, когда был в Таллине на съемках фильма «Вариант Омега». Кстати, многие старинные авто, снимавшиеся в том фильме – также из коллекции Ломаковых. 

– Отец после съемок поехал по окрестностям и в кустах на даче у бывшего первого секретаря эстонского ЦК КПСС Николая Каратама увидел эту знаменитую «носяру утюгом» – из 600 квадратных трубочек, спаянных вручную, – рассказывает Дмитрий Ломаков. – За него коллекционеры и автомузеи всего мира готовы заплатить бешеные деньги. Обратите внимание на решетку радиатора – это не просто элемент украшения, как у многих других машин, это и есть сам радиатор. К тому же это компрессорный «Мерседес». При включении компрессора (механического нагнетателя воздуха системы «Рутц») у автомобиля на скорости 100 км/ч задние колеса проворачиваются с характерным звуком. Это все равно, что болид «Формулы-1» будет с места стартовать. 

Царь-автомобиль

На выставках коллекционеры от ломаковских экспонатов не отходили (теперь то не участвуют - т.к. сейчас свой Ломаковский музей же есть в Москве - выставка 365 дней в году!) . Ведь у ломаковских машин внутри – все родное: запчасти, двигатель, краска, стекла фар – вплоть до цвета стрелочек на приборах. 

– Тем они и замечательны, – улыбается коллекционер. – По международной 1000-балльной системе оценки старинных автомобилей за отсутствие родного двигателя на выставках снимается 500 очков, за отсутствие каждого моста – 250, хотя их и не видно. А когда салоны переделаны, краска новенькая – это уже новоделы. Они не представляют никакой исторической ценности. 

Трепетному отношению к старине Дмитрий учился у профессиональных антикваров. Именно они преподали ему главный урок: не все то золото, что блестит. Так что теперь западные специалисты, действительно искушенные в коллекционировании, приезжают в Москву, скажем, из Германии и первым делом идут не Красную площадь смотреть, а единственный в мире Horch-853 1935 года с родным салоном. Или ЗИС-110 в родной зеленой краске 1949 года выпуска (его еще называли «Царь-автомобиль»). 

Этот великолепный экземпляр Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию Первому подарил сам Сталин. Тогда газета «Правда» писала: «Русской православной церкви – за помощь в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками». Таких машин нет больше нигде. 

Морда от полуторки

Проходя по рядам старинных авто, невозможно не заметить красный кабриолет с меховыми бампером и салоном. Оказывается, это вовсе не музейный экспонат, а самоделка на временном хранении, которую Дмитрий сделал на заказ для мюзикла «Иствикские ведьмы» и на котором по сцене разъезжали Певцов и Кортнев. 

– Машина с электрическим приводом, нет гари и копоти – пожарные претензий не имели, – смеется Дмитрий. 

Другая киношная симпатяшка – белоснежная «Антилопа», снимавшаяся в фильме «Американский дедушка» (в нем свою последнюю роль сыграл Евгений Леонов). И тоже самоделка. 

– Таких рукотворных авто у нас в музее всего две. Они нужны для поддержания штанов и становления Музея, – объясняет Дмитрий. Вот вторая "Антилопа" под 1917 год – Фары видите? Сделаны из корпуса пылесоса «Тайфун». А ободочек фар – крышка банки «Сельдь жирная атлантическая». «Морда» машины – от полуторки, лобовое стекло – от трактора ЧТЗ, клаксоны – пионерский горн и клизма № 5. 

Кстати, сам Дмитрий, имея целый гараж раритетов, до 34 лет ездил на метро. Сейчас ему за сорок, и у него «Волга» ГАЗ-24. Почему? 

– С запчастями для нее проблем нет, стоят они копейки, и в случае поломки починить ее элементарно, – говорит Дмитрий. – Опять-таки стоянка для этой машины не нужна – никто на нее не позарится. Это как раз тот случай, когда не я работаю на железяку, а она на меня. Когда я еду в потоке машин, а рядом со мной втирается какой-нибудь бизнесмен на «ауди» и мнит себя пупом земли, я посмеиваюсь. Если нас машинами «измерить», по сравнению со мной он – никто. У нас, Ломаковых, такая большая коллекция, что мы спокойно могли бы ее продать, купить себе особняк где-нибудь в Америке и жить там спокойно. Только нам этого не надо. Для нас важнее сохранить эти машины, потому что они – достояние истории. И важно, чтобы они остались в России.


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )