«Аргументы и факты» 13 июля 2004

Ломаковка — автотретьяковка


Нередко в поисках чудес и экзотики люди отправляются в разные концы света, порой даже не подозревая, что все это находится недалеко от их дома. Одним из таких чудес с полной уверенностью можно назвать «Ломаковский Музей старинных автомобилей и мотоциклов». За сорок лет семья Ломаковых собрала уникальную коллекцию экспонатов, представляющих огромную историческую ценность. 

Мы побеседовали с директором Музея и одновременно Президентом Российского клуба любителей автомотостарины «РЕТРОМОТОР» Дмитрием Ломаковым. 

— Дмитрий, когда вам пришла в голову мысль о создании Музея, и какие причины вас на это побудили? 

— Музей я решил создать в 1987 году, придя из армии. Причин на это было несколько. 

Во-первых, меня жутко возмущал тот факт, что моего отца, Александра Алексеевича Ломакова, одного из старейших коллекционеров России, представители власти недолюбливали: ломали его гаражи, уничтожали машины и мотоциклы. Единственным способом сохранить коллекцию было создание музея. И с того момента началась война с бюрократией, формализмом, клеветниками и завистниками, которая продолжалась долгие годы. И только в октябре 1996 года Госактом за мной был зарезервирован участок в трехстах метрах от станции метро «Люблино». Ныне Музей внесен в Генеральный план города Москвы. 

Во-вторых, я осознал, что эту уникальную коллекцию нужно показать нашим современникам и обеспечить условия для ее сохранения ради потомков. 

— Какая машина была первой в Ломаковской коллекции? 

— В 1962 году отец с матерью приобрели «Horсh-853» 1935 года выпуска. У этого автомобиля очень интересная история. Через два месяца после выпуска он завоевал звание «Автомобиль года» Парижского автомобильного салона 1935 года и сразу же был приобретен Германом Герингом, находившимся в этот момент в столице Франции по делам Третьего Рейха. Говорят, что этот автомобиль был его любимым. После падения фашистской Германии автомобиль попал на территорию нашей страны и некоторое время принадлежал Маршалу Советского Союза К.К. Рокоссовскому. Затем машина была подарена дважды Герою Советского Союза летчику Н.А. Самохину, который и привез ее в Москву. К нам она попала в очень плохом состоянии. Мы занимались ее реставрацией три года. Еще один интересный факт: этот автомобиль «снялся» более чем в 25 фильмах. Вот некоторые из них: «Здравствуйте! Я — ваша тетя!», «Бархатный сезон», «Операция «Кооперация», «Вариант «Омега» и многие другие. Как памятник культуры этот автомобиль охраняется государством, а также ставим на учет в ЮНЕСКО. 

— Сколько всего машин сейчас насчитывается в вашей коллекции? 

— В коллекции насчитывается более 120 автомобилей и мотоциклов. Но точную цифру назвать не могу. Экспонаты постоянно прибывают. Раз в месяц обязательно какое-нибудь новое приобретение: то подарят, то прикупим где-нибудь, то произведем обмен. 

— Какой экспонат самый старинный? 

— Самый древний экспонат — мотоцикл «Peugeot» 1914 года выпуска. Это один из первых трофеев Красной Армии. Он был отобран у Французского Экспедиционного Корпуса в Архангельске во время интервенции в 1918 году. Представляете, он до сих пор на ходу, несмотря на то, что за 90 лет его ни разу не реставрировали. 

— Есть ли в коллекции раритеты? Чем они знамениты? 


— В нашей коллекции 8 раритетов международного значения, такого уровня, как Шапка Мономаха или Царь-колокол. Это как раз «Horсh-853» 1935 года выпуска, о котором я уже рассказывал. «Mercedes-Вenz-320» 1939 года, обслуживавший семью Мартина Бормана. На этом автомобиле каждое утро детей Бормана развозили по учебным заведениям. Это единственный автомобиль, который Борман, будучи заместителем Гитлера по нацистской партии, купил на собственные деньги. Остальные 20 автомобилей «Mercedes», которые его обслуживали, были из гаража Рейхсканцелярии. А этот был единственным семейным автомобилем. Это «Mercedes-Вenz-540SKL» 1936 года выпуска, принадлежавший Еве Браун. Он представляет собой двухместный 6-метровый кабриолет, выпущенный, видимо, в единственном экземпляре. Вероятно, это самый ценный и дорогой «Mercedes» в мире. Это «Mercedes-Вenz-540K» 1935 года, обслуживавший Йозефа Геббельса. 

Это «Citroen-7 CV» 1935 года — первый французский переднеприводный автомобиль, получивший «Гран-при» за ралли Париж — Москва и подаренный Андре Ситроеном (основателем фирмы «Citroen») представителю Советского Правительства В.М. Молотову. Один из двух экземпляров в мире. Первый находится у французского миллионера, а второй — у нас. 

Единственный в мире зеленый «ЗиС-110» 1949 года, подаренный И.В. Сталиным Патриарху Всея Руси Алексию Первому в благодарность Русской Православной Церкви за помощь государству в Великой Отечественной Войне. Сталин подарил его, наверное, испугавшись Суда Божьего. Специально для машины был подобран цвет — зеленый. Это цвет мантии патриарха, обозначающий в Русской Церкви веру в новую жизнь, в Воскрешение Христово. Видимо, хотел подлизаться, чтобы его потом на сковородке в аду не жарили в случае чего, если там что-то есть. Можно сказать, взятка в особо крупном размере. С этого в России перестройка и началась. В первый раз дрогнула коммунистическая система. А официальная формулировка звучала так: «За вклад Русской Православной Церкви в разгром немецко-фашистских захватчиков». Дело в том, что Русская Церковь собрала огромные средства для финансирования войны против Гитлера. Мало, кто об этом знает. Собирали средства у всех, даже у белогвардейцев, проживающих за рубежом. Все это Русская Церковь делала. 

Есть единственная в мире «BMW-303» 1933 года и редчайшая алюминиевая «BMW-328» 1935 года выпуска. 

Также в коллекции есть такие замечательные автомобили, как «Opel Kapitan» 1960 года, принадлежавший младшему Рокфеллеру, которого съели людоеды, когда в Полинезии потерпел крушение его самолет. Машину приобрел советский военный атташе на распродаже автомобилей Рокфеллера в 1962 году. 

Есть «Чайка» (ГАЗ-13), подаренная Брежневым Патриарху Пимену в 1977 году. Салон в этой уникальной машине от Пьера Кардена. Есть единственный в мире «ЗиС-6» («Катюша»), «Harley-Davidson», «Fiat», «Indian», «NSU», «ТиЗы», «ДКВ», «BMW», «Полуторка», «Merсedes», «Ardi», «ГАЗы», «Красные Октябри», «Studebaker», «Ариэль», «Steyr», «ИЖи», «Adler», «НАГ», «ПМЗ», «Додж», «ЗиСы», «Opel», «Hudson» и многие другие экспонаты. 

— Как простой человек может определить: раритет перед ним или нет? 

— Обычный человек, даже стоя рядом с такой машиной, не сможет определить, раритет перед ним или не раритет. Это целая наука. Например, у коллекционеров считается, что автомобиль с родной, хоть и потрескавшейся краской, в сотни раз ценнее красивого, блестящего, свежепокрашенного. Ведь не известно, что там под этой краской, сколько в ней эпоксидной смолы или монтажной пены. Я являюсь единственным в стране официальным экспертом по старинным автомобилям. Остальные организации этого права лишены. 

— Есть ли в России другие музеи старинных автомобилей? 

— Вслед за нами несколько организаций решили создать что-то подобное. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже. Но до нашего уровня до сих пор никто из них не поднялся. В собственность нашего музея входит огромное количество очень ценных автомобилей и мотоциклов. Да еще такого качества коллекция! Ведь все вместе взятые коллекции «новоиспеченных» музеев стоят как два наших компрессорных 540-х «Mercedes». 

— По какой цене, в среднем, можно приобрести старинный автомобиль? 

— Цены на наши автомобили я прокомментировать не смогу, но вообще, старинный автомобиль можно приобрести по вполне разумной цене. Большинство машин стоят около 20–30 тысяч долларов, а 21-ую «Волгу» вообще можно купить в пределах 100 — 1500 долларов. 

— Вы катаетесь на коллекционных машинах по городу? 

— Да, периодически. Когда этого требуют дела музейные и киношные. Дело в том, что наши автомобили «снялись» уже более чем в ста художественных фильмах. Вот на днях как раз для съемок в фильме «Ландыш серебристый-2» брали одну из машин. 

Да, вот бы на такой машине, да по городу прокатиться! Едешь, а у прохожих шеи на 360о против часовой стрелки сворачиваются, а другие водители тебе дорогу уступают. Чудесно! Только вот какую машину выбрать? Ведь одна прекраснее другой! 

В общем-то ты и сам (сама) можешь в этом убедиться. Музей можно посетить либо в любой день с 11 до 19 часов,

Лично мне очень понравилось! 



Анна АНУФРИЕВА


Пресса и ТВ о "Ломаковском музее старинных автомобилей и мотоциклов"


Контакт                  Contact


Назад на главную страницу ( Main page )